Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных
11:26 

Материал для Курка

A strong man doesn't need to read his future. He makes his own. © MGS3
Power metal-2010. Былое и думы.

Дорогой дневник
Дорогой дневник! Сегодня мы с тобой будем говорить о пауэр-метале. Что, дорогой дневник, ты тоже испуган и хочешь убежать? Терпи, терпи! Время такое.
Нет, ну что за дела, действительно! Казалось бы, тему пауэра пора бы уже и закрыть – половина музыкантов ушли в самоповтор, половина поисчезали со сцены, все, нет жанра, кончился он! Так нет же, 2010 – и вот они все, нарисовались!
Крошка-сын, понимаешь, к отцу пришел. А что такое пауэр? Ооо, дорогой дневник, ты не знаешь этого прекрасного жанра? Нууу, это когда пафосный волосатый вокалист поет аки оперник, причем он даже умеет петь, представляешь? Поет о драконах, о рыцарях, о замках, войнах и обо всяком таком прочем. А гитаристы… Они играют быстро, знают квинт-аккорды (и зачастую ничего, кроме них, не хотят знать) и их обязательно должно быть двое. Тогда они на сцене встают спина к спине и выглядят еще пафосней вокалиста, а что еще музыканту для счастья надо? Правильно, ничего. Ударник у них, понятное дело, тихий и молчаливый, но колошматит бочки – мама не горюй! И звук какой-то… нууу… кухонный, что ли. Потому жанр иногда еще называют повар-металом. Символично, как мне кажется, называют. А про басиста ничего не скажу. Он в пауэр-метале есть. Ля-соль, ля-соль, ля-соль.
Теперь, дорогой дневник, ты знаешь, как выглядит обычный такой пауэр-метал. Переходим к частностям.

Юрский период
А знаешь, дорогой дневник… У меня иногда начинается ностальгия по тем счастливым временам, когда Микаэль Киске пел в Helloween, а само словосочетание power metal не было ругательным. Ведь были люди в наше время! А вот и они, кстати. Сегодняшние подсудимые. Жертвы истории.

Helloween образца 2010 не очень-то похожи на музейный экспонат. Их альбом «Seven Sinners» звучит свежо и вполне соответствует духу времени. Собственно, я же их никогда и не любил особо – слишком просто, слишком прямолинейно, слишком топорно. И звук паршивый. Трудно оценивать композиторский гений музыкантов, когда ударные и гитары мешаются в кашу, а бас вообще пропадает. Но вот новый альбом не таков. Совсем не таков, по счастью. Чистый, читаемый звук позволяет оценить и обалденно сочные риффы, и хорошую работу ударника, и миленькие мелодии, которые действительно оседают в памяти. Вообще бросается в глаза некоторое утяжеление музыки. Пониженные строи и чудовищные семиструнные гитары угадываются в звуке практически безошибочно. Нетипично для Helloween, но – в плюс. Им идет это утяжеление и общее «помрачнение». Достаточно просмотреть буклет к альбому, и сразу становится ясно – ребята не страдают ерундой, у них тут serious, понимаешь, business. Можно считать, что Helloween оправдали не возложенных на них надежд. Качественный, неплохой альбом с приятным звуком, отличающийся от «среднего диска Helloween».

Хансен со своими Gamma Ray тоже обрадовал общественность новым альбомом, назвав его совсем по-Мановаровски: «To The Metal». Обрадовал – это, понятно, сарказм. Плохо, товарищ Хансен! Кажется, кто-то это уже играл. Кажется, вы. Ну в самом деле: лидер группы – гитарист, а интересных и необычных риффов – раз-два и Time To Live. Заглавная песня To The Metal погружает в сон, и играть ее на концертах следует запретить законодательно – разве что музыкантам захочется полюбоваться на мирно спящих фанатов. Традиционны уже проблемы с вокалом. Хансена соловьем можно назвать весьма условно – выдающихся вокальных данных за ним не числится, но при этом он, прогнав Ральфа Шипперса, сам встал за микрофон. Спорное решение. На New World Order Хансен еще мог выдать нужные ноты и нужное настроение, сейчас же для вокала есть только одна характеристика: ровно. Ровно и скучно. Плоско, неэмоционально. Как и весь альбом. Хотя и тут не без ложки меда: Mother Angel неплоха. На безрыбье, так сказать.

Blind Guardian – явление забавное. Ребят называют «гибридом Queen и Metallica». Их музыка действительно отличается от «средней температуры по больнице». Навороченно, разнообразно, многослойно. И качественно, ключевое слово тут – именно «качественно». Чего далеко ходить – «At The Edge Of Time», 2010 год. При вдумчивом прослушивании начинаешь понимать, что Blind, мать их, Guardian угробили 26 лет на то, чтобы звучать всем вместе так, как не звучит в этом жанре никто. Все настолько продуманно, что проникаешься невольным уважением: ведь без вот этой флейточки на 1.18 композиция не сложилась бы, а вот тут вторая гитарка ну так к месту, что жизни без нее не представляешь. И Ханси, наш милый Ханси заливается соловьем, расщепляет связки, поет один «хором», перевоплощается в каждой песне. И ничего нового на альбоме нет, все как и должно быть – вот тут у нас боевичок, тут – среднетемповая композиция, а вот тут, оооо, тут у нас – фолкЪ! Ну, вы же понимаете, да? Такая себе «как-бы-лютня» играет миллионную по счету вариацию «Зеленых рукавов», а Ханси перевоплощается в средневекового барда и начинает вещать героическим голосом о стародавних временах. Масштабно. Ничего нового – но уровень просто недосягаемый для большей части музыкантов, играющих power. Из «динозавров», пожалуй, именно Blind Guardian достойны красоваться на вершине Олимпа-2010. Потому что заслужили.

Мы идем следом
Кто-то жанры создает. А кто-то развивает. А кто-то – паразитирует. Дорогой дневник, зачем ты скривился? Если паразитируют – значит, это кому-нибудь нужно. Короче говоря, давай поговорим о тех, кто «не первые».

Вот Elvenking, к примеру, записали в этом году «Red Silent Tides». Ведь что характерно, играли себе ребята folk power metal, мелодичный такой, приятный, цепляющий. Скрипочка была даже. Ну и играли бы дальше, и никто бы слова не сказал. Но нет, славны молодцы сказали: «Хотим хард-рока!». И был хард-рок. А скрипочки не было. Ну как, скрипочка была и есть, и ее даже можно услышать, если постараться, только смысла в ней уже нет. Потому что и фолка нет. И пауэра нет. И метала, по большому счету, тоже немного осталось – на альбоме «Scythe», видимо, закончился. Зато у нас тут хард-рок, даа! Такой коммерческий хард-рок. С клавишными, попсовыми клавишными, гооосподи, да что же вы творите, изверги? Зачем вам скрипочка? Положите на место, не смешите. Неуд.

« Legend Of The Shadowking» Freedom Call трудно оценивать, откровенно говоря. Потому что оценивать там, по большей части, и нечего. Ранние альбомы хоть как-то выделялись из общей массы за счет некой «мрачности», не слишком обычной для пауэра. Сейчас же музыканты решили сотворить что-нибудь веселое, помпезное и громкое. То есть Edguy образца «Hellfire Club». Забыли они, правда, что мелодизм и попсовость Edguy хорошо получается только у одного человека – Тобиаса Заммета, в которого мы сегодня еще бросим горсть камней. А когда ее пытаются повторить другие музыканты, получается… Freedom Call. При этом отвратительно пахнущий Hammerfall. Выкиньте это. Оно испортилось.

Есть в пауэре такой матерый человечище – Йорн Ланде. От имени его веет Норвегией, страной суровых морозов, снегов и метала. Матерый человечище этот где только не появлялся со своим хриплым баритоном. Засветился и у Рассела Аллена, и у Заммета в Avantasia…А недавно вернулся в Masterplan, чтобы записать «Time To Be King». И не зря вернулся! Тут он очень к месту. Группа, полностью оправдывая свое название, состоит из мастеров: Роланд Грапов очень крут как гитарист (в свое время, кстати, его погнали из Helloween за то, что делал музыку слишком мрачной и тяжелой), Террана – вообще личность легендарная, ибо такого ударника еще поискать. В свое время я был сильно удивлен, узнав, что Террана покинул Rage ради игры в Masterplan, и в общем, волновался за него. И не зря, ибо Террана в Masterplan звучит скучно, не по-своему. Зато уж Йорн развернулся. Узнаваем – и хорош, чертяга! Забойный альбом получился. Без откровений, но яркий и сильный. Удовлетворительно. Даже, наверное, хорошо. За The Sun Is In Your Hands можно простить даже поскучневшего Террану и выдать заслуженное первое место среди «не первых».

По лезвию ножа
А знаешь, дорогой дневник, наверное, не все так плохо. Есть, есть еще светлые умы! Есть еще оригиналы, деятели и реформаторы! Они фонтанируют идеями, заимствуют элементы из других жанров, и проч, и проч, и проч. Очень многие вступают в порочную связь с прогрессивом. Басист тогда берет в руки безладовый бас и играет уже не ля-соль, ля-соль, ля-соль, а ми-бемоль-до-ре, ми-бемоль-до-ре, ми-бемоль-до-ре. Ударник наконец учится ассиметричным ритмам, а гитарист добавляет седьмую струну. Конечно, с точки зрения пауэра это грешно. Но черт подери, святые люди пытаются хоть что-то сделать с жанром. Иногда у них получается.

Вот Kamelot особо даже и не скрывают, что прогрессив давно будоражит их умы. С приходом Роя Хана (а произошло это, на минуточку, в 1997 году) группа мелко семенит в сторону усложнения музыки. «Epica», «The Black Halo», «Ghost Opera» и, как венец, «Poetry For The Poisoned», наша сегодняшняя жертва, называемая пауэр-альбомом ну с очень большой натяжкой. Тут мне хотелось бы признаться в большой любви к Kamelot. Удивительный тембр Хана, плотный звук гитар, несколько избыточные аранжировки и насыщенность музыки деталями – все это создает ту_самую_атмосферу, за которую Kamelot и любит вся прогрессивная общественность. Новый альбом – не исключение. Все вроде на месте. Гитары по-прежнему «дают мяса», соло – надрывны и мозговыносительны, а Хан не стесняется разворачиваться во всю ширь своего диапазона. Вот только середина диска получилась ну абсолютно провальна. В начале Kamelot дают жару, то вынося мозг своей The Great Pandemonium, абсолютно нетипичной для пауэра, то создавая атмосферу чудесной интерлюдией Dear Editor. Zodiac слушаешь на одном дыхании, но стоит зазвучать The Hunter Season, и возникают сомнения в том, что на этом диске все будет хорошо. И подозрения эти не развеиваются еще песни четыре. Но в конце все, конечно же, налаживается. Эпическое полотно Poetry For The Poisoned в четырех частях звучит в лучших традициях Kamelot. Нервный синтезатор, интерлюдии, хоровые партии – все есть, все уместно. После такого праздника жизни две последние песни слушаются как довесок и не очень-то воспринимаются. Жаль, что альбом вышел таким неровным. Могло быть и лучше. Но могло быть и хуже, правда же?

Вечно молодой Тобиас Заммет отличился. Вместо одного альбома выпустил аж два! Сопровождалось все это дело пафосными фразами о том, что ничего лучше он не делал, что альбомы эпохальны, он счастлив и доволен собой и вообще – ну дорого нынче писать альбомы, все равно ж скачаете с торрентов. И я внимал. Ловил каждое слово, вдоль и поперек изучал каждое интервью, ибо Avantasia для меня – нечто вроде священной коровы. Первые два альбома радовали каким-то совершенно немецким пауэром, быстрым, техничным, веселым, не без необычности, конечно. В 2008 Тоби разродился The Scarecrow, первым диском из The Wicked Trilogy. Печальную историю об одиноком композиторе оценили поначалу не все, потому что пауэра там было не так много, зато появились заигрывания с хард-роком и прогрессивом. Тобиас ходил по лезвию ножа на The Scarecrow, откровенно провальные композиции там соседствовали с великолепными эпиками и мощными боевиками. Очень неровный и спорный альбом получился, короче. Второго такого альбома случиться не должно было, потому что это уже слишком для простого немецкого пауэрщика. Но Тобиас полез на рожон. Два новых диска – Angel Of Babylon и The Wicked Symphony – оставляют неоднозначное впечатление. Субъективно Angel Of Babylon сильнее The Wicked Symphony, но не дотягивает до Scarecrow. Да, материал неоднороден, есть как классический пауэр, так и хард-рок с готикой. Но возникают подозрения: а не исписался ли наш баловень судьбы? Цепляющих мелодий на альбомах все меньше, они очень лихо тормозят к середине, а The Wicked Symphony вообще превращается в самую настоящую колыбельную. Тоби, зачем ты погнался за эпичностью? Ведь из двух этих альбомов можно было бы слепить один – но хотя бы на уровне The Scarecrow. К сожалению, работа с Сашей Пэтом испортила Заммета. Деньги направляют его, презренные деньги. Не спасает даже Клаус Майне, непонятно каким чудом затащенный в Dying For An Angel. А ведь как хорошо начинался Angel Of Babylon, как хорошо звучал Crestfallen из The Wicked Symphony… Увы, товарищ Заммет вновь облажался, как и в случае с Эдгайским Tinnitus Sanctus в 2008 году. Пугающая тенденция. И вдвойне пугающая, если вспомнить давно ходящие в музыкальных кругах слухи о том, что Edguy пишут новый альбом.

Но Германия на этот раз не ограничилась одним Замметом. Питер Вагнер и компания порадовали нас новым альбомом «Strings To A Web», сделанным по давно уже разработанным и внедренным в производство лекалам Смольского. Ничего нового на альбоме нет. Ну то есть вообще нет. Если вы за экспериментами – пожалуйте к Kamelot или к Заммету, опять же. А тут у нас клуб бешеных фанатов гитарного мастера Виктора Смольского, который в Rage узурпировал власть и пишет музыку самостоятельно. И не зря он это сделал, по большому счету. Потому что в Германии трэш-хэви-пауэр играет каждый второй, а вот Смольский – он такой один, и его игру ни с чем не спутать. Именно за счет этого Rage так выделяются на фоне прочих германских пауэрщиков. А лекала просты: раскачка, эпик, завершение. По такой же схеме были написаны «Speak Of The Dead», «Soundchaser» и «Welcome To The Other Side». Группа после немного провального «Carved In Stone» поняла, что шутить с поклонниками не стоит, и выпустила то, чего от нее, собственно, и ждали – 14 крепких песен, где власть отдана гитаре Смольского, а уж он свое дело знает, будьте уверены. Длиннющая Empty Hollow Suite не отпускает, остается в памяти и вообще звучит таким возвращением к корням, а боевики Hunter And Prey, The Beggar’s Last Dime и Savior Of The Dead сносят башню, ибо Смольский, как всегда, на высоте. Альбом ровный, структура его, пусть и была придумана десять лет назад, работает безотказно, и даже как-то не сразу понимаешь, что альбом – самоцитирование и самоплагиат как он есть. Хотя крепенько, да. Качественно, но без откровений.

Раздача слонов
Дорогой дневник, мы с тобой только что составили мнение о части вышедших в 2010 году альбомов в жанре пауэр-метал. Я говорю «мы с тобой», ибо не хочу нести ответственность в одиночку. Давай же подведем итоги.
По результатам нашего с тобой словоблудия можно вынести вердикт: 2010 год для пауэра выдался весьма счастливым. Альбомы – разные, провальные и успешные, ровные и неровные, коммерческие и экспериментальные – они есть, вышли, заслушаны до дыр, заняли предусмотренное для них место в дискографиях групп и стали вехами в развитии музыкальной мысли.
Среди динозавров жгут больше всех, понятно, Blind Guardian. Их альбом – лучшее, наверное, что произошло с жанром в 2010 году. Логическое завершение их поисков звука, сильное, цельное произведение, чем, увы, не смогли похвастаться ни Helloween, ни Gamma Ray.
Среди «ярых последователей» приходится выбирать «не худший». Приятней всех звучали Masterplan. Отпразднуем же возвращение Йорна, выдадим им кредит доверия и загадаем на Новый год, чтобы следующий альбом был еще лучше!
Пауэр-прогрессивщики задали задачку, конечно. Тут трудно выделить победителей, потому что Kamelot и Rage, несомненно, хороши, да и Avantasia тоже очень неплоха, если закрыть глаза на все обещания, данные Тобиасом до выхода альбома. Но первое место тут следует отдать все же Kamelot. За смелость.

@темы: Тварчество, Музыка

URL
Комментарии
2010-12-31 в 11:37 

Drakosha
Я не песец. Я только учусь.
Спасибо за пост. Хотя половину я не слышала сама, это было очень познавательно-увлекательно.

2010-12-31 в 11:43 

A strong man doesn't need to read his future. He makes his own. © MGS3
Drakosha
Пожалуйста. Некоторые альбомы за 2010 действительно стоит послушать)

URL
Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

The rain

главная