Материал для "Курка"“Death” is dead, long live, death metal!
13.12.2010
Поводом к сегодняшним размышлениям послужил диск Best Of – Nile. Nile, если кто не знает, технобруталдэт из Штатов – то есть с родины жанра вообще-то. Знак качества, так сказать.
Так вот. Послушал диск раз. Послушал два. На третий раз меня не хватило. Я гитарист, да. Я могу оценить рифф, даже если и не могу его сыграть. На этом диске оценивать нечего – сплошная мешанина, мясо, скорость без единой ритмически интересной находки. То есть команда не впечатлила ну совсем.
Терзаемый смутными подозрениями, полез ревизовать свою коллекцию всего дэтового и околодэтового. Нашел Arch Enemy, Cannibal Corpse, Behemoth (хотя спорно, да), Dark Lunacy, Opeth, In Flames. Переслушал по две-три песни каждой группы.
Впечатлили только Arch Enemy да Opeth. При этом ни те, ни другие никогда не были в первом эшелоне «спортсменов от музыки». Arch Enemy, пусть и создана бывшим гитаристом Carcass, особо слушателя не грузит – соляки у них мейденовские какие-то, да и в целом – ну не тяжело это нисколько! Про Opeth вообще разговор особый, назвать их дэт-металлистами в полном смысле слова у меня язык не поворачивается.
Остальные прошли мимо ушей, только начало да конец песни обозначились пригроуленным вскриком – все, больше я их как музыку не воспринимал.
И пошла мысль моя в сторону корней жанра. К Death, к Чаку, к альбомам Symbolic, Human и Leprosy частично. Да, пусть музыканты Death не могут похвастаться такой техникой, как Эммот. Зато они обалденно вкусно звучат – гитара яркая, взрывная, ударные создают очень плотный звук стеной, хотя и соляки попроще, и бластбитов, без которых дэт сейчас невозможно себе представить, нет совсем. Вместо этого мы имеем сложную структуру песен с частыми сменами ритма, размера, темпа, настроения и тональности. Пять-шесть риффов на песню – для Шульдинера это минимум, меньше стыдно. Да, пусть в его музыке было еще слишком сильно влияние трэша, но насколько необычна была столь сложная структура для того времени!
И – тексты. Или хотя бы названия. Meat Hook Sodomy, несомненно, звучит очень поэтично, да и текст там восхитительный просто. Но – давайте по-честному. Это несерьезно. Это просто страшилка, призванная не давать вокалисту простаивать. Ему ведь надо что-то орать в микрофон. Я не отрицаю, что тексты Cannibal Corpse (а это название именно их песни только что было приведено в пример), возможно, глубоко метафоричны и многослойны, но без медицинского словаря их понять непросто. Да и надо ли? И пусть Opeth и Death тоже в свое время выросли из creepy tales. И пусть первый альбом Death, Scream Bloody Gore, посвящен именно этим дэт-металлическим страшилкам, трупам, расчлененке, крови, кишкам и прочим нехитрым радостям жизни и не совсем жизни. Это весело, необычно и годится для раннего дэта, когда он только набирал обороты. Но со временем многие музыканты стали писать о чем-то более серьезном. Death взялись за трэшевую тематику – политика, социалка, все дела… И тему человека, его внутреннего мира не обошли стороной, что потом подхватили Opeth. Я далек от мысли, что в дэте совершенно необходим глубокий философский смысл, пространные рассуждения о жизни, смерти и политике, чем нас день за днем потчуют представители так называемого «русского рока». Но тексты Шульдинера прекрасно дополняют музыку и действительно заставляют хотя бы вслушиваться, они написны человеком, который пишет тексты не «шоб було», а делится своими мыслями, страхами – короче, выворачивает наизнанку душу и облекает ее, бедную, исстрадавшуюся, несчастную, кровоточащую, в словесную форму. Opeth же нагнетают атмосферу и создают настроение хлесткими сильными фразами, выделяющимися из монолитной конструкции общего текста песни, что, в общем, тоже звучит совершенно замечательно. Cannibal Corpse в это время пишут песню про Festering In The Crypt. На вкус и цвет, конечно…
Мораль сей басни такова. Техника и темп – не главное. Главное – композиторский талант и желание что-то сказать. Чаку было что сказать. Окерфельдту есть что сказать. Эммот из Arch Enemy просто еще не все свои ноты сыграл, хотя для души его музыку слушать противопоказано. А Nile сказать нечего. Поэтому они наращивают темп, опускают строй еще ниже (ваш покорный слуга различил там дроп до, если не дроп си вообще!) и играют еще более невнятно. И мы получаем хороший такой продукт – технобруталдэт. Которому место, увы, или на стенке в качестве портрета качка, что висит в спортзале для мотивации посетителей, или в мусорном ведре, куда переходит все, что не заслуживает внимания.
А я весь вечер под курсовую переслушиваю дискографию Death от начала и до конца и понимаю: вот тут был талант, тут – законодатель жанра, отец его, и у него, наверное, были несколько иные цели, отличающиеся от игры на пределе человеческих возможностей исключительно ради того, чтобы звучать тяжелее всех, забывая о том, зачем музыка, собственно, пишется.
RIP, Чак. За свою короткую жизнь ты, увы, так и не научил основную массу дэт-металлистов ничему, что умел сам и что было бы неплохо уметь им.